Вечно
живой?
Помните?
Апрельское солнце, запах свежевскопанной земли,
всеобщий энтузиазм: вся страна на Всесоюзном
Ленинском Коммунистическом субботнике. Тем, кому
меньше 20, возможно, все это ни о чем не говорит, но
мы-то помним, как (серьезно!) радовались, что нам
повезло жить в стране Советов, мечтали о «светлом
будущем», любили смотреть фильмы о Ленине и даже
само имя его вызывало в наших несозревших душах
особый трепет.
Юность моя пришлась на
время крушения коммунистических идеалов, но,
когда, наконец, стали критиковать и Ленина,
писать, кем он был на самом деле, первым моим
чувством (уже в институте!) было возмущение: «Ну,
Ленина-то не надо!» Святыню-то не троньте!
Да, коммунистические
идеологи потрудились на славу. Они добились того,
что десятки миллионов жителей в прошлом
христианской страны ничего не знали о Библии, не
имели понятия, даже примерно, о сюжете Евангелия.
Огромная часть человеческой культуры была
недоступна нам, — ведь в литературе, искусстве
столько связано с библейскими сюжетами,
библейскими понятиями, — а мы были в этом
полнейшими невеждами.
Все это нужно было
чем-то заменить! И вот детям еще в детском садике
прививали любовь к дедушке Ленину и его учению.
Мы воспитывались на рассказах о «детстве
Ильича», о его жизни; мы хорошо знали его
биографию, — ну чем не Евангелие?! Вспомним
картину «Ленин и дети» — между прочим, так часто
изображали и изображают Иисуса.
Мы считали Ленина
спасителем человечества, указавшим путь к новой
счастливой жизни. Помните, как торжественно
звучало: «Ленин всегда живой, Ленин всегда с
тобой — в горе, надежде и в радости... Ленин — в
твоей весне, в каждом счастливом дне, Ленин в тебе
и во мне». Ну, это уж чересчур! Вот если бы такие
слова были об Иисусе Христе, это было бы даже
богословски правильно.
Большинство советских
детей тайно мечтали, чтобы Ленин ожил, а взрослые,
если верить Маяковскому, были даже готовы
пожертвовать за это жизнью:
«Когда б прозвучали слова
чудотворца,
Чтоб нам умереть, и его разбудят -
Плотина улиц враспашку
растворится
И с песней на смерть ринутся
люди!»
А Мавзолей, похожий на
храм, куда ежедневно приходили тысячи людей,
чтобы почтить вождя?
Что же это? Почему
почитание памяти Ленина было так похоже на
религию? Почему так много совпадений и
параллелей с христианством? Даже «завет Ильича»
вместо заповедей Христа! Случайно ли это?
Великий Инквизитор у
Достоевского говорит о том, как использовать
всеобщую и вековечную тоску всего человечества
— «пред кем преклониться?» А Блаженному
Августину принадлежат известные слова о Боге:
«Ты создал нас для Себя, и беспокойно сердце наше,
пока не успокоится в Тебе». Жажда Бога, «вакуум в
форме Бога» в душе каждого человека — вот что
заставляет его искать что-то, способное
заполнить эту пустоту. Если люди не знают
истинного Бога, они создают себе идолов и
поклоняются им.
Именно это сознательно
или бессознательно учитывали идеологи
коммунизма, разрабатывая наше
«материалистическое мировоззрение», «моральный
кодекс строителя коммунизма» и т. п. Нас кормили
рожками вместо хлеба. То, что мы должны были
отдавать только Богу. Мы отдавали ложным Богам.
Сейчас я знаю истину.
Но все же мне жаль, что жар и трепет моего
детского сердца были отданы тому, что их не
заслуживало. Мне жаль моей юности, проведенной в
мире, где мечты, понятные мне, происходили от отца
лжи, а непонятные мне законы нравственности,
казалось, отмирали (знала бы я, что источник их
вечен!), где не было ответа на вопрос: «Зачем я
живу?..» Если бы я знала Бога ... да что там, хотя бы
знала о Боге, даже немного — насколько
счастливее была бы моя жизнь тогда!
Ну что ж,
коммунистические кумиры рухнули. Тысячи людей
нашли истинного Бога, другие ищут ложной
духовности в оккультизме или поддаются
незаметной пропаганде с экранов телевизоров,
которая насаждает идеалы гораздо более пошлые и
низменные, чем те, что были при коммунизме. Многие
сделали своим идолом деньги и материальное
процветание. А есть хорошие и порядочные люди, у
которых место святыни в душе занимает родной
народ, его история и культура. Хотя это высокие
ценности, но «хорошее — враг лучшего».
Место Бога должен
занимать только Бог. Не «просто Мария», не Блейк
Керингтон и даже не Тарас Шевченко — только
Иисус Христос, «ибо нет другого имени под небом,
данного человекам, которым надлежало бы нам
спастись» (Деяния
4:12). Только Он достоин трона в
нашей душе. Иисус не нуждается в идеализации — Он
совершенен. Он жив — на самом деле, а не только в
памяти. Он не подведет нас, как подвел великий
политический авантюрист и безбожник нашего века
Владимир Ильич Ленин.